Сегодня 23.08.2017 - Среда Христос Воскресе! Воистину воскресе!
  Главная   Новости  История храма  Публикации  Проповеди  Фотогалерея  Детская страничка  Расписание Богослужений

Меню сайта

Категории раздела
Праздники [25]
Святые [18]
Расписание богослужений [1]
Проповеди [20]
Детская страничка [72]
Душеполезное чтение [43]
Читаем икону [8]
Точка зрения [10]
Акафисты [9]
Газета "Буквица" [15]
Святоотеческие творения [1]
Новости РПЦ
Наш опрос
Вы ходите в церковь...
Всего ответов: 1833
Статистика

   
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Логин:
Пароль:


  Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

  
Главная » Публикации » Точка зрения

Прощать не только по воскресеньям

Прощать не только по воскресеньям

По давней христианской традиции в последнее воскресенье перед великим постом все православные люди просят друг у друга прощения. Об искреннем покаянии снят документальный фильм «Прощенное воскресенье». Без малого за десять лет эта картина стала одним из самых популярных православных фильмов в нашей стране, а недавно заслужила одобрение Святейшего патриарха Кирилла.

Мы беседуем с автором идеи картины «Прощеное воскресенье», сценаристом и журналистом Ниной Грантовной Аллахвердовой.

В основе фильма «Прощеное воскресенье» лежат события, происходившие на московском старо-немецком Введенском кладбище. Расскажите, пожалуйста, как всё начиналось?


Можно сказать, что съемочную группу на это кладбище привел старец Зосима, последний духовник Троице-Сергиевой Лав перед ее закрытием, о котором мы и задумывали снять фильм, - здесь покоится прах этого святого подвижника. Но только Господу ведомо то, как и почему основным сюжетом картины стала история жизни Тамары Павловны Кронкоянц. Неизвестно, откуда эта больная женщина, уверовав в Бога, пришла на немецкое кладбище (на момент съемок, в 1999 году, ей было семьдесят лет, после перенесенных болезней она с труд передвигалась), где двенадцать лет прожила в утлом железном вагончике. Здесь она стала настоящей хранительницей православных святынь и излечилась от своих недугов. На пожертвования и свою маленькую пенсию эта нищенствующая, больная женщина воздвигла часовню над могилой старца Зосимы, восстановила построенную в начале XX веке часовню хлебопромышленников Эрлангерс с фреской «Христос-Сеятель на водах» работы К.С. Петрова-Водкина (сегодня это действующая православная часовня, освященная патриархом Алексием II), привела в порядок немало заброшенных могил.

Документальное кино невозможно снять без контакта с героем. И этот контакт состоялся. Оказалось, что Тамара Павловна с ее поистине детской непосредственностью гораздо интереснее как собеседник, чем можно было предположить. Уверена, что она даже не осознала серьезности произошедшего с ней события. Для нее всё было просто: молодые ребята снимают фильм, а она, не утратив за свою нелегкую жизнь юношеского запала, была очень доброжелательна к молодежи.

Но вдруг начались неожиданности. У Тамары Павловны возник серьезный конфликт с администрацией, где она жила на территории кладбища, не имея на это никакого права, - и она исчезла. Такого поворота никто не ожидал. Помню, как мне позвонил очень расстроенный режиссер Сергей Роженцев и сказал: «Фильм не получится. Тамара Павловна пропала». Где она? Никто не мог дать ответа на этот вопрос. Шли месяц за месяцем, но она не возвращалась.

Съемочная группа и люди, знавшие Тамару Павловну, молились за нее и надеялись, что она жива. Но в то же время все испытывали сильный страх. В воздухе повис вопрос: что делать? Неужели предстоит закончить картину на том, как главную героиню изгнали с кладбища? Это как раз было в духе того времени. Только представьте, какой острый получился бы фильм по меркам девяностых! Женщина сделала столько добра ради свя­тынь, а ее изгнали недоброжелатели. Картина привлекла бы зрителей своей трагично­стью и остротой, как принято говорить. Но что-то подсказывало нам, что эта история только начинается. «Давайте искать Тамару Павловну, а там - как Бог даст», - решили мы и продолжили работу над фильмом.

И тогда оказалось, что «Прощеное воскресенье» не столько история человеческого подвига или журналистское расследование, сколько фильм о всепрощении.

Без испытаний ничего и ни у кого в этой жизни не происходит. Смысл нашего земного существования не столько в какой-либо деятельности и ее результатах, сколько в том, как мы идем по своему пути. И если Тамара Павловна сама отказалась от борьбы за начатое ею дело - это один финал, если смиренно ушла, потому что ее изгнали - другой, если озлобилась - третий... Вариантов могло быть много. Поэтому заканчивать фильм, не зная, к чему собственно пришла героиня, было бессмысленно. Картиной отснятый материал становится лишь тогда, когда зритель видит не сухие факты или замысловатые жизненные перипетии, а то, как герой проходит через все эти обстоятельства.

Ваша героиня нашлась?

Да. Оказалось, что она искала успокоения у своего духовного отца архимандрита Георгия в Почаевской Лавре, который подсказал, как она должна поступить: вернуться в Москву на Введенское кладбище, попросить у своих обидчиков прощения, а после этого навсегда уйти с кладбища.

Режиссер фильма Сергей

Роженцев беседует с

Тамарой Павловной Кронкоянц


Никто не был готов к такому повороту событий. Наши молодые энтузиасты, так самоотверженно работавшие над картиной, успели проникнуться сочувствием к Тамаре Павловне и пришли в ужас, хотели даже воспрепятствовать ей идти на это унижение - просить прощения у людей, которые лишают бездомных крова. Но она всё-таки сделала так, как благословил духовник, и на Прощеное воскресенье попросила прощения перед всеми, кто находился в храме.

В самом конце фильма, уже после того, как Тамара Павловна попросила прощения у всех, кто ее обидел, она признается: «Ах, как трудно было». Это очень серьезный и глу­боко духовный вопрос, в самом корне которого тесно сопряжены такие основополагающие понятия Православия, как любовь и жертвенность. Многие зрители, посмотрев фильм, искренне переживают за Тамару Павловну, сочувствуют ей, но при этом, подобно нам в свое время, чистосердечно недоумевают: «Зачем ей было просить у своих обидчиков прощения?» Мне кажется, что Господь и старец Зосима послали нам этот сюжетный ход для того, чтобы все мы задумались над важностью покаяния и прощения.

Что же в духовном смысле означал поступок Тамары Павловны? Мы видим в нем жертву. А Православие - и есть жертвенность. Переступить через гордыню. Подняться над плохим. Не растаптывать других, обвиняя, а показать людям, что ты их уважаешь. Тогда и от них можно будет ждать положительных перемен. Об этом и рассказывает зрителям наша картина, в этом и заключается ее главная нравственная идея. Не случайно зрители часто утверждают, что фильм непостижимым образом пробуждает в них человечность - и ты понимаешь, что нужно прощать и просить в день Прощеного воскресенья.

Принимал ли участие в работе над картиной кто-либо из священников?

Фильм «Прощеное воскресенье» делался без малейшей цензуры. Нас никто не ограни­чивал, никто не вме­шивался. Однако мы понимали, что недостаточно ориентированы и грамотны в Православии, можем допустить, прикасаясь к его глубинам, неверные шаги. И Господь послал нам консультантом фильма игумена Киприана (Ященко). Мы ему бесконечно благодарны - не только за советы, но и за молитвенную поддержку и духовное окормление. Нельзя не поблагодарить и отца Георгия (Бреева), духовника Москвы, за его безоглядное доверие к нам и помощь. За то, что он, разделяя наши трудности, снялся в нашем фильме.

Я часто думаю над тем, что сюжет фильма был послан свыше. Но нас по-настоящему смущают те моменты, когда зрители оказываются не готовыми к православному восприя­тию жизни. Печалит то, что многие начинают превратно воспринимать Тамару Павловну как святую. А не нужно этого делать! Мы рассказываем историю о женщине, которая, однажды обретя православный путь, тем самым спасает свою душу, и призываем таким образом задуматься о главном - спасении своей души. Для кого-то этот путь раскроется в служении больным и слабым, для кого-то - в воспитании своего ребенка. Важно, чтобы человек осознавал: то, как мы живем, как поступаем, чем дышим - это шаги на пути ко спасению или погибели. Только осознав это, возможно превзойти земную логику и понять смысл фильма «Прощеного воскресенья».

На протяжении почти десяти лет, прошедших с момента выхода фильма, мы бываем с нашей лентой в разных приходах, и часто получаем положительный отклик и благосло­вение священноначалия. А не так давно к ее распространению подключилась Московская Патриархия, о картине сказал по телевидению к нашему удивлению и счастью Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В фильме звучат песни популярного барда Сергея Трофимова. Это довольно неожиданный ход...

Песни поэта, барда и композитора Трофима (Сергея Трофимова) в нашей ленте - заслуга Сергея Роженцева. Соединение православной тематики с его довольно своеобразной лирикой стало неожиданным для всех нас. Даже скажу больше: это противоречило всем представлениям о том, каким должен быть православный фильм. Однако участие Трофима, абсолютно безвозмездное (за отсутствием средств каждый из нас вкладывал в работу всё, что мог, ничья работа в студии не оплачивалась), - только помогло фильму. Возможно, благодаря этим песням картина привлекает и людей далеких, как им кажется, от Бога. Монахи из Троице-Сергиевой Лавры и служители разных храмов говорили нам, что после просмотра «Прощеного воскресенья» в храмы проходит очень много молодежи.

Как Вы относитесь к популярности картины?


Популярность стала неожиданной для всех нас. Ведь когда по окончании работы нам стало известно, что православным фондом «Артос» было принято решение напечатать целых сто пробных копий фильма, мы сидели потрясенные этой радостной новостью. Такое количество экземпляров на тот момент казалось нам огромным. Это означало, что мы действительно создали фильм, и что кто-то сможет его посмотреть. Позже диски начали тиражироваться почти безостановочно. Фильм постоянно спрашивают в храмах, в пра­вославных магазинах. А ведь картина нигде не рекламировалась, она некоммерческая во всех смыслах. Может быть, ее поэтому и смотрят с таким неослабевающим интересом, один человек посмотрел - посоветовал другому.

Нина Грантовна, существует ли на Ваш взгляд в современной России православный кинематограф?

Сквозь призму времени, прошедшего с момента начала работы над «Прощеным воскресеньем» (1999 год) интересно взглянуть на изменения в нашей духовной жизни, в жизни страны в целом. Сейчас в России открылось много православных киностудий, снимаются прекрасные фильмы с православной тематикой. И можно с уверенностью сказать, что православный кинематограф сегодня существует. Десять лет назад поло­жение было совершенно иное. Интерес к православному кинематографу тогда только зарождался. Сейчас же фильмов на православную тему очень много.

Беседовала Елена Натыкина

Православный женский журнал "Славянка" январь, февраль 2010


 
Категория: Точка зрения | Добавил: administrator (12.02.2010)
Просмотров: 4513 | Рейтинг: 3.0/2

Календарь



Икона дня





(C) 2008 - 2017 Copyright. ХРАМ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ ПРИ КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ