Сегодня 27.05.2017 - Суббота Христос Воскресе! Воистину воскресе!
  Главная   Новости  История храма  Публикации  Проповеди  Фотогалерея  Детская страничка  Расписание Богослужений

Меню сайта

Категории раздела
Праздники [25]
Святые [18]
Расписание богослужений [1]
Проповеди [20]
Детская страничка [72]
Душеполезное чтение [43]
Читаем икону [8]
Точка зрения [10]
Акафисты [9]
Газета "Буквица" [15]
Святоотеческие творения [1]
Новости РПЦ
Наш опрос
Вы ходите в церковь...
Всего ответов: 1830
Статистика

   
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Логин:
Пароль:


  Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

  
Главная » Публикации » Душеполезное чтение

О причащении на Пасху и в период Пятидесятницы

О причащении на Пасху и в период Пятидесятницы



     Вопрос о причащении мирян в течение всего года, и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы, многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои proetcontra.

  Практика Причастия Святых Христовых Тайн в пятнадцати Поместных Православных Церквах изменяется во времени и пространстве. Дело в том, что эта практика не является догматом веры. Мнения отдельных отцов и учителей Церкви разных стран и эпох воспринимаются как teologomene, то есть как частная точка зрения, поэтому на уровне отдельных приходов, общин и монастырей очень многое зависит от конкретного настоятеля, игумена или духовника.

  Во время поста вопросов не возникает: мы все причащаемся, сугубо готовясь в посте, молитве, в делах покаяния, на то и десятина годичного круга времени - Великий пост. Но как причащаться на Светлой седмице и в период Пятидесятницы?

  Обратимся к практике древней Церкви. "Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах" (Деян. 2:42), то есть они постоянно причащались. И вся книга Деяний говорит о том, что первые христиане апостольского века причащались постоянно. Причастие Тела и Крови Христа было для них символом жизни во Христе и существенным моментом спасения, самым главным в этой быстротекущей жизни. Причастие было для них все. Так говорит апостол Павел: "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерь - приобретение" (Фил. 1:21). Постоянно причащаясь Честного Тела и Крови, христиане ранних веков были готовы и на жизнь во Христе, и на смерть ради Христа, о чем свидетельствуют акты мученичества.

  Естественно, все христиане собирались вокруг общей Евхаристической Чаши на Пасху. Но нужно отметить, что первое время вообще не было поста перед Причастием, сначала шла общая трапеза, молитва, проповедь. Об этом мы читаем в посланиях апостола Павла и в Деяниях.

  В Четвероевангелии не регламентируется причастная дисциплина. У евангелистов-синоптиков говорится не только о совершенной на Тайной Вечере в Сионской горнице Евхаристии, но и о тех случаях, которые явились прообразами Евхаристии: на пути в Эммаус, на берегу Геннисаретского озера, во время чудесного улова рыб... В частности, при умножении хлебов Иисус говорит: "Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге" (Мф. 15:32). В какой дороге? Не только ведущей домой, но и на жизненном пути. Не хочу оставить их без Причащения - вот о чем слова Спасителя. Мы думаем иногда: "Этот человек недостаточно чист, ему нельзя причащаться". Но именно ему по Евангелию и предлагает Господь Себя в Таинстве Евхаристии, чтобы этот человек не ослабел в дороге. Тело и Кровь Христовы нам необходимы. Без этого нам будет намного хуже.

  Евангелист Марк, рассказывая о приумножении хлебов, подчеркнул, что Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился (Мк. 6:34). Господь сжалился над нами, потому что мы были как овцы, не имеющие пастыря. Иисус, приумножая хлебы, поступает как добрый пастырь, отдающий душу свою за овцы. И апостол Павел напоминает нам, что всякий раз, вкушая Евхаристический Хлеб, мы возвещаем смерть Господню (1 Кор. 11,26). Именно 10-я глава Евангелия от Иоанна, глава о добром пастыре, была древним пасхальным чтением, когда все причащались в храме. Но как часто нужно причащаться, в Евангелии не говорится.

  Постовые требования появились только с IV-Vвв. Современная церковная практика основана на Церковном Предании.

  Что такое Причащение? Награда за хорошее поведение, за то, что ты постился и молился? Нет. Причастие - это То Тело, это Та Кровь Господа, без Которых ты, если погибнешь, то погибнешь окончательно.

  Василий Великий отвечает в одном из своих писем женщине по имени Кесария Патриция: "Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам [Господь] ясно говорит: "Тот, кто есть мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную". Кто же сомневается, что причащаться непрестанно жизни есть не что иное, как жить многообразно?" (то есть жить всеми душевными и телесными связями, силами и чувствами). Таким образом, Василий Великий, которому мы часто приписываем многие епитимьи, отлучающие от Причастия по грехам, очень высоко ценил достойное Причащение каждый день.

  Иоанн Златоуст также разрешал частое Причащение, тем более на Пасху и на Светлой седмице. Он пишет, что следует непрестанно прибегать к Таинству Евхаристии, причащаться с должной подготовкой и тогда можно насладиться тем, чего желаем. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души - это Христос, Который приносится в жертву в Таинстве. Четыредесятница, то есть пост Великий, один раз в год бывает, а Пасха столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха - это не пост, но Причастие. Подготовка не в том, чтобы вычитывать три канона неделю или сорок дней говения, а в очищении совести.

  Благоразумному разбойнику на кресте потребовались считанные секунды, чтобы очистить свою совесть, признать в Распятом Мессию и первым войти в Царство Небесное. Некоторым требуется год и больше, иногда вся жизнь, как Марии Египетской, чтобы приобщиться Пречистому Телу и Крови. Если сердце требует Причастия, то должно причащаться и в Великий Четверток, и в Великую Субботу, и на Пасху. Исповеди же достаточно одной накануне, если только человек не совершил греха, который надо исповедовать.

  "Кого нам похвалить, - говорит Иоанн Златоуст, - тех, кто причащается один раз в году, тех, кто часто причащается, или тех, кто редко? Нет, похвалим тех, кто приступает с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью".

  А подтверждение тому, что Причащение возможно и на Светлой Седмице, есть во всех древнейших анафорах. В молитве священника перед Причащением сказано: "Сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людям". Эти слова мы читаем и на Пасхальной литургии Иоанна Златоуста, что свидетельствует об общем Причащении мирян. После Причащения священник и народ благодарят Бога за эту великую благодать, которой они удостаиваются.

  Проблема причастной дисциплины стала дискуссионной только в Средние века. После падения в 1453 г. Константинополя Греческая Церковь переживала глубокий упадок богословского образования. Со 2-й половины XVIIIв. начинается оживление духовной жизни в Греции.

  Вопрос о том, когда и как следует причащаться, был поднят так называемыми коливадами, монахами с Афона. Они получили свое прозвище из-за несогласия совершать поминальную службу над коливом в воскресные дни. Сейчас, 250 лет спустя, когда первые коливады, такие как Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский, стали прославленными святыми, это прозвище звучит очень достойно. "Поминальная служба, - говорили они, - искажает радостный характер воскресного дня, в который христиане должны причащаться, а не поминать усопших". Спор о коливе продолжался более 60 лет, многие коливады претерпели жестокие гонения, некоторые были удалены с Афона, лишены священнического сана. Однако этот спор послужил началом богословской дискуссии на Афоне. Коливады всеми признавались традиционалистами, а действия их противников выглядели как попытки приспособить Предание Церкви к нуждам времени. Они, например, утверждали, что на Светлой седмице могут причащаться только священнослужители. Примечательно, что святой Иоанн Кронштадтский, тоже защитник частого Причащения, писал, что тот священник, который причащается на Пасху и на Светлой седмице один, а своих прихожан не причащает, подобен пастырю, пасущему только себя самого.

  Не стоит ссылаться на некоторые греческие часословы, где указано, что христиане должны причащаться три раза в год. Подобное предписание перекочевало в Россию, и до начала ХХ века причащались в нашей стране редко, в основном в Великий пост, иногда в День Ангела, но не больше 5 раз в году. Однако данное указание в Греции было связано с налагаемыми епитимиями, а не с запрещением частого Причащения.

  Если вы хотите причаститься на Светлой седмице, нужно понимать, что достойное Причащение связано с состоянием сердца, а не желудка. Пост является подготовкой, но отнюдь не условием, которое может препятствовать Причастию. Главное, чтобы сердце было очищено. И тогда можно причащаться и на Светлой седмице, стараясь накануне не объедаться и воздержаться от скоромной пищи хотя бы один день.

  В наши дни многим болящим запрещается поститься вообще, а людям, которые страдают диабетом, разрешается вкушать даже перед причастием, не говоря уже о тех, кому жизненно необходимо принимать лекарства утром. Сущностное условие поста - это жизнь во Христе. Когда человек хочет причаститься, пусть знает, что как бы он ни подготовился, он не достоин Причастия, но Господь хочет, желает и отдает Себя в Жертву, чтобы человек стал причастником Божественного естества, чтобы он обратился и был спасен.


Валентин Уляхин, иерей, доцент кафедры библеистики

Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета
Православный экономический вестник "Приход" № 6, 2007


http://www.k-istine.ru/
Категория: Душеполезное чтение | Добавил: administrator (22.04.2011)
Просмотров: 1735 | Рейтинг: 5.0/2

Календарь



Икона дня





(C) 2008 - 2017 Copyright. ХРАМ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ ПРИ КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ