Сегодня 24.04.2024 - Среда Христос Воскресе! Воистину воскресе!
  Главная   Новости  История храма  Публикации  Проповеди  Фотогалерея  Детская страничка  Расписание Богослужений

Меню сайта

Категории раздела
Праздники [25]
Святые [18]
Расписание богослужений [1]
Проповеди [20]
Детская страничка [72]
Душеполезное чтение [43]
Читаем икону [8]
Точка зрения [10]
Акафисты [9]
Газета "Буквица" [15]
Святоотеческие творения [1]
Новости РПЦ
Наш опрос
Вы ходите в церковь...
Всего ответов: 1916
Статистика

   
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Логин:
Пароль:


  Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

  
Главная » Публикации » Душеполезное чтение

Молитесь трепетно

Зачем нужно «правило»?

nullУтреннее и вечернее правило необходимо каждому христианину. Утром мы просим у Бога благословения на все наши дела, а вечером благодарим Его за прожитый день, попросим прощения, если в чем-то ошиблись, согрешили. Смысл правила в том, что оно порождает в нас навык постоянного обращения к Богу, беседы с Ним. Но как быть, если молитва становится общими словами: вроде все прочитал, но с Богом не поговорил?
«Молитва должна быть неким пламенем для души. Но человек в круговороте житейских перипетий чувствует, что это горение начинает коптить. Его стремление к молитве ослабевает, а некоторые оставляют молитву надолго, — объясняет прот. Георгий Бреев. — Потом опомнятся: "Ой, что же я делаю, разве мне стало лучше? Стало во много раз хуже". Душа начинает опять искать, как бы заново обновлять себя, начинать обращаться к Богу, молиться. Молитва — это дыхание духовное. Пусть наши молитвы несовершенны, но есть такое выражение: молитва дается молящемуся. Не будешь молиться совсем — впадешь в расслабление. Будешь потихоньку молиться, будет теплиться внутренний огонечек, он будет тебя согревать, подвигать. Правило молитвы дал нам Сам Господь. Господь сказал: если ты хочешь принести жертву угодную, тогда войди в свою комнату, затвори за собой дверь. Показал условия молитвы: она должна быть сокровенной, не показной, должна быть сердечной.

Сразу по пробуждении пусть будет первое ощущение — Господи, слава Тебе, что Ты даешь мне новый день, что я встречаю его в здравии, и сразу начинай молиться. А уж потом включайся в текущие свои дела. Если ты хоть малую молитву совершил, но искренне, не рассеянно, от теплоты сердечной, с благоговением — она будет тем импульсом, который будет целый день держать тебя. Такая молитва дает правильный настрой нашей душе. А молитва вечерняя дает такой покой душевный, с молитвой засыпаешь, у тебя и сон другой будет, силы восстанавливаться будут, и ангел хранитель будет своим кровом покрывать».

Короткое или длинное?

Наиболее коротким принято считать правило прп. Серафима Саровского, состоящее из трижды повторяемых «Отче наш» и «Богородице Дева, радуйся» и единожды «Верую». Считается, что достаточно прочитать его только два раза — утром и перед сном. Однако правило, которое прп. Серафим рекомендовал неграмотным крестьянам, подразумевает практически непрерывную молитву. Он советовал читать эти молитвы и перед обедом, а в течение дня до обеда повторять: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — или хотя бы молиться просто: «Господи, помилуй». После обеда, исполняя свое дело, говорил преподобный Серафим, нужно читать «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного» и так до самого сна.
По словам архимандрита Алексия (Поликарпова), важно не столько количество молитв, сколько «качество»: «Если через правило преподобного Серафима мы выражаем перед Богом все свои мысли и чувства и больше не можем приложить к этим молитвам ничего — Бог невозможного не требует. Важно наше стояние перед Богом, важно сердце, которое открыто перед своим Создателем. И будем ли мы читать при этом набор молитв в обычном нашем молитвослове или какие-то свои молитвы, это будет принято Богом. Бог же все видит и знает и немощь нашу, и слабость, и помогает нам во всем.
Бывает, что человек часть молитв читает дома, а часть по дороге на работу. Но если он едет, например, в метро и чувствует, что не в состоянии сосредоточиться и в голове каша, — тогда, конечно, это будет профанация. Тогда имеет смысл сократить правило, чтобы успевать его прочитать дома, или читать правило преподобного Серафима. Точно так же для человека, живущего в напряженном ритме, будет извинительно слушать молитвы в диктофонной записи. Лучше хотя бы так, чем никак. Но если он лукавит перед самим собой и не молится из-за лени, то это неправильно. Бывает, что кто-то привык молиться только вечерами, а утром времени нет. Но ведь мы находим время умыться и привести себя в порядок, значит, можно встать на две минуты раньше и посвятить их молитве. Хотя бы одну молитву прочитать, например "Отче наш", и начало новому дню уже будет положено. И все-таки ограничиваться правилом преподобного Серафима Саровского более приемлемо для новоначальных, только вступающих на путь христианской жизни».

Чтобы молитва была живой

Отец Георгий уверен: молитве нужно не только учиться, но и готовиться к ней. «Если я не собран, то собраться, если в сердце вражда, встать перед Богом и сказать: "Господи, меня кто-то оскорбил, я ответил оскорблением, нахожусь в нехорошем состоянии, как я могу принести Тебе какие-то достойные моления?" Если во мне угасло чувство веры и близости Бога, нужно прибегнуть к покоянию: "Господи, я потерял это живое отношение к Тебе, потерял благоговение". Покояние очищает совесть и в душе восстанавливается единение с Богом, в силу того что "сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". Молитва — не только прославление Бога, не только прошение к нему, но прежде сокровенная жертва, посильна нам. Что я другого могу совершить из дела благого? А помолиться я всегда могу, если с сокрушением помолюсь, это и есть уже жертва Богу. Нужно с благоговением просить: "Господи, помоги мне, Ты же источник обновления". Молитва может загореться и от чтения духовных книг. Читаешь кого-то из святых отцов — Исаака Сирина, Макария Великого, Максима Исповедника, Иоанна Кронштадтского, — и вдруг слова коснулись сердца, загорелось чувство к Богу, родилось удивление или восхищение, и это уже — молитва. Ее как искру из кремня высекает из сердца слово Божие или слова святых к Богу».

Правило для семьи

У людей, внимательно читающих Евангелие, может возникнуть смущение, что слова Христа (Мф. 6, 7) «молясь, не говорите лишнего, как язычники... (которые) думают, что в многословии будут услышаны» входят якобы в противоречие со словами апостола Павла: «Молитесь непрестанно» (1 Фес. 5, 17). На самом деле никакого противоречия здесь нет, считает о. Алексий (Поликарпов): «Молиться непрестанно можно и краткой молитвой. У аскетов практикуется молитва Иисусова, но непрестанно повторяемая. Под многословием же подразумевается то, когда в молитве мы подчас сами не знаем что просим, и просим неразумно.
Среди некоторых людей бытует мнение, что нельзя возвращаться к прочитанному, если невнимательно прочел что-то при чтении молитвенного правила. Между тем подвижники благочестия говорят: если есть такая возможность, то вернись и прочти внимательно. Если во время молитвы в голову приходят посторонние, праздные мысли, святые отцы говорят: ум наш как река, мысли приходят и уходят, а наше дело не соглашаться с ними. Обращая на них внимание, мы лишимся молитвы. Но если это мысль об исповедовании какого-то греха, которая пришла к нам под благочестивым настроением, то ее можно и записать. Иногда спрашивают, можно ли общепринятое молитвенное правило заменить чем-то еще, допустим, утром читать каноны, вечером Псалтирь? Можно. И каноны, и Псалтирь, и Евангелие, и другие молитвословия тоже будут молитвой. Особенно если человек читает их внимательно и сосредоточенно — Бог эту молитву принимает. Но опять же, если мы говорим об утренних и вечерних благословениях, испрашиваемых на начало и конец наших дневных дел, то при возможности, хотя бы частично, их надо присовокупить».
Церковь приучает своих чад к молитве с младенчества. За младенцев молятся их родители. Учат их молитве, просто занимаясь и играя с ними. «И хорошо, если ребенок сидит, играет в кроватке и слушает, как молятся его родители, — советует о. Алексий. — Когда дети подрастают и могут сами что-то читать и выучить наизусть, то активное участие в таком молитвенном правиле очень ценно для них. Дети не могут долго смирно стоять, помолитесь с ними вместе кратко и отпустите, а сами продолжите свое правило.
Родители вправе по своему усмотрению выбрать молитвы для совместного утреннего и вечернего правила с детьми. Когда же встает вопрос о подготовке ребенка к причастию, к ежедневному правилу нужно добавить одну - две молитвы из последования ко святому причащению или, может быть, из канона ко причащению — чтобы дети постепенно возрастали в духовном плане. Трудно назначить какой-то определенный срок или возраст, когда ребенок уже может выстоять все молитвенное правило, это все решается индивидуально. Главное — его понимание, что молитва необходима, что это его личное обращение к Богу, что он молится за всех своих близких и всех, кто ему дорог. У детей чистая, ясная память, и если почаще обращаться вместе с ними к Богу, то они быстро запоминают молитвы.

"Нескучный сад", 2009 №1

Категория: Душеполезное чтение | Добавил: administrator (14.09.2009)
Просмотров: 2123 | Рейтинг: 0.0/0

Календарь



Икона дня





(C) 2008 - 2024 Copyright. ХРАМ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ ПРИ КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ