Сегодня 27.07.2017 - Четверг Христос Воскресе! Воистину воскресе!
  Главная   Новости  История храма  Публикации  Проповеди  Фотогалерея  Детская страничка  Расписание Богослужений

Меню сайта

Категории раздела
Праздники [25]
Святые [18]
Расписание богослужений [1]
Проповеди [20]
Детская страничка [72]
Душеполезное чтение [43]
Читаем икону [8]
Точка зрения [10]
Акафисты [9]
Газета "Буквица" [15]
Святоотеческие творения [1]
Новости РПЦ
Наш опрос
Вы ходите в церковь...
Всего ответов: 1833
Статистика

   
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Логин:
Пароль:


  Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

  
Главная » Публикации » Душеполезное чтение

Какой крест правильный?

«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке. А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один, «правильный» крест?
Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, заведующую сектором Музея им. Андрея Рублева, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ.

Каким был крест, на котором распяли Христа?

«Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков). — Поэтому Крест— величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».
История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие. Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы "Т", то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова. — У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным».
Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам,появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе
служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительней шую форму креста!»
nullСв. Иоанн Кронштадтский объясняет: «Византийский» четырехконечный крест на самом деле есть крест «русский», так как, согласно церковному Преданию, святой равноап. князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крести первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы св. кн. Ярослава Мудрого, сына святого Владимира. Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет. Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость не зависит, при условии, что крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения.
Слева: Голгофский Крест с Орудиями Страстей. XIX в. Надписи и символы являются кратким комментарием обстоятельств распятия Господа, объясняющим смысл Его крестной смерти. Справа: Распятие с разбойниками. Фрагмент наперсного креста. XIX в. Москва, Данилов монастырь. В этом иконографическом варианте Распятия по обеим сторонам от Христа изображены два разбойника, один с опущенной головой, другой - с повернутой ко Христу - это благоразумный, покаявшийся разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесноеnull
Чин освящения крестов, так же как и икон, для того и стал обязательным в Русской Церкви, чтобы священник мог определить, можно ли данный крест, икону считать православными». Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы.
Почему мы не носим знак рыбы?
До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (втом числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба. По-гречески «рыба» — IΧΘvζ; — акроним греческой фразы «Iησovζ Xρiστoζ Θεov Yιoζ Σωτηρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи. «Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание. Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 годов прекратили практику использования аллегории, поскольку это некое "детоводительное" изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь позже начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада».
Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков. Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именнотакой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита А и П — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1,8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста.

Когда появился первый «легальный» крест

Святому равноапостольному царю Константину (IV) «во сне явился Христос с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил. — Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».
Эти буквы, названные впоследствии монограммой Константина, царь носил на шлеме. После чудесного явления св. Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных креста в центральных местах города, с золотой надписью по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос — Победитель». С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.
null
«Святые образы были везде для того, чтобы, чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, — объясняет игумен Лука. — Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас, злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться мыслью и сердцем к Богу».

Вот как писал об этих временах свт. Иоанн Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи... так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».


Католическое Распятие часто пишут более натуралистично. Спаситель изображается провисшим на рунах, делается акцент на мученических страданиях и смерти Христа. Справа: Распятие. Матиас Грюневальд. XVI в.

Православная традиция изображает Христа как Победителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю Вселенную. Слева: Распятие Христа. Дионисий, Третьяковская галерея


nullИнтересно, что с тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перекочевали, как дополнение, на сами кресты. Эта традиция пришла и в Россию. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Надписи являются кратким комментарием обстоятельств распятия Господа, смысла Его крестной смерти и расшифровываются так: «М.Л.Р.Б.» — «место лобное распят бысть», «ГГ.» — «гора Голгофа», Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС», а под ней: «НИКА» — «Победа»; на табличке или около надпись: «СНЪ БЖIЙ» — «Сын Божий», «I.Н.Ц.И» — «Иисус Назорей Царь Иудейский»; над табличкой надпись: «ЦРЬ СЛВЫ» — «Царь Славы». «ГА.» — «глава Адамова»; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Католическое или православное Распятие?

«Католическое Распятие часто пишут более натуралистично, — рассказывает Светлана Гнутова. — Спаситель изображается провисшим на руках, образ передает мученические страдания и смерть Христа. В древнерусских же образах Христос изображается Воскресшим и Царствующим, как победитель, держащий и призывающий в Свои объятия всю Вселенную».
В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не рас: крытыми ладонями. «Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к горнему. Поэтому крест—это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!»

Еще одно отличие католического Распятия — Христос распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же Распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем. Игумен Лука: «Это достаточно древняя традиция. В XIII веке на Синае писались заказные иконы для латинян, где Христос уже был пригвожден тремя гвоздями, а в XV веке такие Распятия становятся общепринятой латинской нормой. Традиционное православное изображение мы должны чтить и сохранять, но не всегда в деталях есть богословская нагрузка. В Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями».

Крест - Любовь распятая

«Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской традиции — это многообразие прославления Креста, а не изменения его смысла, — объясняет игумен Лука. — Гимнографы прославили Крест многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты — царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно употребляется на иконах Богородицы и Христа, — скоро она появилась и на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.
Безусловно, нам нужно использовать кресты, которые известны в православной традиции. Ведь крест на груди не только помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей веры. Хотя, я думаю, мы можем принимать как святыню изображения крестов древнехристианских конфессий (коптов или армян). Католические кресты после эпохи Возрождения не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как Победителя, но поскольку это изображение именно Христа — мы должны с благоговением к ним относиться».
Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь: Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».

"Нескучный сад" № 3, 2009. Текст: Екатерина Степанова; фото: Вячеслав Лагуткин


 
Категория: Душеполезное чтение | Добавил: administrator (16.09.2009)
Просмотров: 4628 | Теги: формы креста, какой крест, правильный крест, изображение на кресте | Рейтинг: 3.0/2

Календарь



Икона дня





(C) 2008 - 2017 Copyright. ХРАМ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ ПРИ КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ