29 ноября
День
Матери в России.
Мама —
первое слово, главное слово в каждой судьбе.
Нет,
наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День
матери стали отмечать сравнительно недавно.
Невозможно
поспорить с тем, что этот праздник — праздник вечности. Из поколения в
поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь
матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу,
терпение и самопожертвование.
Спасибо вам!
И пусть каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети!
Новый праздник — День матери —
постепенно входит в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших,
добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни
придумали, лишними они не будут.
Среди
многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает
особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В
этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям
любовь, добро, нежность и ласку.
Спасибо вам, родные! И пусть
каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах
светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе! http://www.calend.ru
Ребята,
не забудьте поздравить своих любимых мамочек с Праздником!
Щека
матери
(рассказ)
Я не помню
сейчас рук своей матери, какие они были: маленькие или большие, шершавые или
гладкие? Я хорошо помню ее лицо: доброе и красивое, с упругими прохладными
щеками. И когда, ударившись о что-нибудь твердое, я набивал себе на лбу шишку
или молотком отбивал палец, только она могла унять мою боль. Прижмется, бывало,
к больному месту прохладной щекой — и боли как не было.
...Ну, а теперь, когда горе или
несправедливая обида сожмет сердце, никто, как она, уже не утешит тебя... А. Глебов
Маленькая девочка
К церкви подошла,
Перекрестилась рученькой,
К алтарю прошла.
Стоит и просит Боженьку
Матери помочь:
"Болят у мамки ноженьки,
Не спит какую ночь..."
А у самой слезиночки
Сбегают по щеке,
Как чистые росиночки...
И свеченька в руке.
Зажгла ее, поставила
За здравие святым,
Не говорит молитвою,
А словушком простым.
С престола, крест с распятием
Ручонками взяла,
И Боженькою миленьким -
Иисуса назвала.
"Прошу тебя, мой миленький -
Мне мамку полечи!
Не откажи родименький! -
Не помогли врачи..."
Священник встал в стороночку,
Слезу рукой смахнул -
"Помочь бы чем ребеночку?" -
И тяжело вздохнул.
Ушла из церкви девочка,
Неделю не была.
Малая, словно белочка,
А Богу знать дала...
И вдруг ее на паперти
Священник увидал,
Стояла вместе с матерью -
Господь - здоровье дал!
А маленькая девочка
Вбежала на престол,
И положила розочку
На дивный Божий стол.
"Спасибо милый Боженька,
Что мамочке помог!
Болеть не стали ноженьки, -
Ты - настоящий Бог!"
Автор неизвестен
4 декабря
Введение во
храм Пресвятой Богородицы.
Принимая
рождение Дочери как чудесный Божий дар, святые праведные Иоаким и Анна дали
Богу обещание: посвятить свою Дочь на служение Ему.
Иоаким и Анна очень любили Дочь и
растили Ее с нежностью. Когда же Ей исполнилось три года, они поспешили
исполнить свое обещание, данное Богу: привести Ее в Иерусалим и отдать на
воспитание в Божий храм. Родителям Пречистой Девы было и грустно: ведь
приходилось расставаться с единственным чадом; и радостно: они отдавали свою
Дочь на служение Богу.
В назначенный
день они пригласили к себе в дом родственников, созвали юных девиц, одели
Пресвятую Марию в лучшие одежды и торжественно повели Ее в Иерусалимский храм.
До Иерусалима от города Назарета, где родилась и провела первые годы Своей
жизни Пречистая Дева, было три дня пути. Процессия двигалась вдоль зеленеющих
полей, девушки несли в руках зажженные свечи и пели псалмы.
Когда процессия приблизилась к
храму, навстречу вышли с песнопениями священники, служившие при храме. Ко
всеобщему изумлению, трехлетняя девочка Сама стала подниматься по пятнадцати
высоким и крутым каменным ступеням, ведущим ко входу в храм. Как бы
сопровождаемая Ангелом-Хранителем, Она не останавливалась до тех пор, пока не
оказалась на верхней ступеньке. Там юную Марию встретил первосвященник Захария.
Как
рассказывает нам церковное предание, в чудесном восхождении юной Марии по
ступеням храма первосвященник Захария предвидел будущую судьбу Богородицы. И
произошло нечто необычное! Ни одной женщине никогда не разрешалось входить в
самое внутреннее отделение храма, во Святая Святых, туда только один раз в год
мог войти сам первосвященник.
А маленькую
Марию, приведенную родителями в храм, священник Захария, вдохновленный Святым
Духом, ко всеобщему изумлению, взял за руку и повел в сокровенное святилище
храма.
Властной поступью
скрипучей,
Снежные гоняя тучи,
Стужей утренней пугая,
К нам зима пришла седая.
Пост Рождественский
встречаем,
Славный праздник отмечаем –
Приснодевы в храм Введенье
Ангелам на удивленье.
Входит Богоматерь
прямо
Во святое место храма
И Рождение Господне
Возвещает нам сегодня.
Светлана
Высоцкая
Как
отмечали праздник Ведение на Руси.
(традиции
Праздника)
На Руси к
этому времени обычно уже устанавливался снежный покров. Наши благочестивые
предки, бабушки наших бабушек и дедушек, отмечая праздник, отправлялись в храм
уже не на телеге, а на санях и дорогой припевали:
Введенье пришло,
Зиму в хату завело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Берег с берегом связало,
Воду к земле приковало,
Снег заледенило,
Малых ребят,
Красных девчат
В салазки усадило,
На ледянке с горы покатило...
В старину после дня Введения во
храм Пресвятой Богородицы начинался зимний торг: начинали торговать санями,
которые делали умельцы в посадах и слободах. В Москве сани складывались целыми
грудами-горами на Лубянской площади (само название площади закрепилось с тех
пор). Торговцы санями то и дело выкрикивали прибаутки:
Вот санки-самокаты,
Разукрашены – богаты,
Разукрашены – раззолочены,
Сафьяном оторочены!
Введеньев торг у двора,
Санкам ехать пора!
Сани сами катят,
Сами ехать хотят!
К вечеру если не вся, то добрая
часть Первопрестольной Москвы каталась на новых санях.
А русские женщины, занимавшиеся в
позднюю осеннюю и раннюю зимнюю пору рукоделием, к празднику Введения
Богородицы во храм, найдя время между работами по прядению и ткачеству,
старались смастерить подарок для своих ребятишек, особенно для девочек, так как
чествовали в праздник Введения во храм Богородицы особенно девочек. Так вот
старались мастерицы: бабушки, мамы и сестрицы сделать маленьким девочкам в
подарок к празднику тряпичную самодельную куклу.
http://vvedenie.paskha.ru/children
Введение во храм
(рассказ)
Ещё не успели
все расположиться, как Танюша доложила своим звонким голоском:
— Дядя Дима,
а мы вчера с мамой в церковь заходили.
— Вот как?
Заходили?
— Да, а
бабушка узнала и сказала, что к этому надо заранее готовиться, а потом
прочитала мне, как Божию Матерь в храм вводили.
— Ну, и как?
— Её с
пением, с зажжёнными свечами подруги вели, ну и, конечно, родители,
родственники. Торжественно-торжественно. Потом у ступенек храма все
остановились, а Она Сама, хоть Ей всего три годика было, по ступенькам
поднялась. Ступеньки высокие, ножки у Неё маленькие, но Она от помощи
отказалась и взошла. Её священники встретили и главный провёл туда, куда никто
никогда не заходил. Только он сам раз в год.
— Это не
совсем так, — вмешался папа. — Там бывали не только священнослужители. Посмел
туда войти римский полководец Помпей в 63 году до нашей эры.
— Да, —
подтвердил Дмитрий Михайлович. — Совершив ряд блестящих побед, покорив Сирию,
он вторгся со своими легионерами в Иерусалим... Впрочем, ворота столицы ему
были услужливо открыты, а вот стены храма, представляющие собой крепость,
оказались неприступными. Три месяца штурмовали римляне святое место, где и во
время битв не прекращались богослужения, пока не пал последний
священнослужитель, окропляя дом молитвы своей кровью.
Римляне
ворвались через пробоину в стене. Молодой генерал Помпей находился в зените
славы. Его ничто не могло остановить, даже запрет входа в Святая Святых. Об
этом месте ходили легенды — ну и что? Почему туда никому нельзя войти? Он счёл,
что ему дозволено всё, и с группой офицеров Помпей переступил запретную черту.
Каково же было его изумление, когда он не увидел ничего необычного. В глубоком
смущении он покинул таинственное место.
— «По вере
вашей да будет вам», — напомнила бабушка. — Там, где неверующий не видит
ничего, кроме материальных предметов, верующему сердцу открывается скрытый мир.
— Какой мир
мог там открыться? — поморщился папа. — Не красивые ли это слова?
— А вы в
церкви бывали? — дружелюбно спросил Дмитрий Михайлович.
— Бывал. Даже
свечки ставил. Ну и что?
— Как это
случилось?
— Я
уговорила, — пояснила Елена Сергеевна. — Он долго упирался: «некогда»,
«зачем?»... Так было несколько раз. Как-то я зашла, а Игорь Петрович на улице
меня ждал, прогуливался: «Подышать, — говорит, — хочу свежим воздухом». Так и
не вошёл. Но однажды я его всё-таки упросила. Переступил что-то в себе.
Посмотрел вокруг, потом стал меня торопить: «Пойдём, хватит».
— Ну и что же
вы увидели?
— Ничего не
скажешь — красиво: иконы, росписи, лампадки, всё в золоте, поют приятно.
— То есть вам
там было хорошо?
— Да, но
потом начали читать на старославянском. Непонятно, говорят быстро, да и что хор
поёт — не разберёшь. Почему-то стоять надо, тесно, люди толкаются. Вот и
подумалось: скорей бы уйти. Как это в храм детишек приводят и часами там быть
заставляют... Взрослому не по силам, а что дети поймут? Деву Марию в три годика
привели. Что может трёхлетнее дитя понять?
— О Деве
Марии особый разговор, — остановил папу Дмитрий Михайлович. — Она — Дитя
молитв. Родители пятьдесят лет вымаливали Её. И если Иоаким и Анна и до
благодатной вести были чисты и святы, то как засветились они радостью и
ликованием, когда снизошло на них откровение! Разве не чувствовало это Дитя?
Разве не слышало божественных песнопений, в которых звучал голос Её небесного
отечества?
— Простите,
даже в утробе? — папа сделал вид, что не расслышал.
— Так ведь
душа воспринимает не только разумом, она по самой природе своей христианка, —
горячо сказала бабушка. — Только дай ей услышать родные звуки. Господь и
говорил: «Не мешайте детям приходить ко Мне». Они же, детки, сами к Богу
тянутся, как подсолнухи к солнцу. Вот церковь и советует будущим мамам, когда
ребёночка ещё в себе вынашивают, в церковь ходить. Пусть дитя ничего не
понимает, а голос небесный слышит.
— Ранее в
бедных китайских семьях, — грустно заметила мама, — папа, бывало, разговаривал
с ещё нерождённым: «Ну, куда же ты? Видишь, сколько у меня ртов. И этих-то я не
могу накормить...» И ребёнок порой рождался мёртвым.
— А здесь
было вымоленное Дитя, выплаканное, Богом благословлённое, — Дмитрий Михайлович
перекрестился. — Как Её пестовали родители! Как готовили Её к жизни в храме! И
хотя по возрасту Дева Мария едва научилась говорить, сердцем Она уже стремилась
в Дом Божий. Сама просила родителей скорее отвести Её туда. По выражению святых
отцов, «Богоотроковица являлась Младенцем плотью, но была совершенна душой».
А как
напутствовала своё любимое Чадо мать: «Иди, Дочь моя, к Тому, Кто Тебя даровал
мне! Войди в церковь Божию, радость и веселие мира!»
Как всегда
неожиданно Дмитрий Михайлович обратился к детям:
— Танюша, как
ты думаешь, что такое храм?
— Место, где
молятся.
— Это Дом
Божий, — дополнил брат.
— Ты про Ноев
Ковчег помнишь? — вопрос был задан Тане.
— Да. Это
корабль такой. На нём Ной и его семья во время потопа спасались.
— Вот и храм,
как корабль, от затопления грехом спасает, — сравнил Дмитрий Михайлович. — Он —
единственное место, Ноев Ковчег, где можно укрыться от жизненных бурь. Потому и
привели Иоаким и Анна Богом данную Дочь в дом Его, чтобы возрастала,
укреплялась Она, ограждённая от зла мира. Храм Иерусалимский был главной
святыней народа.
— Да, это был
богатейший храм, — добавил папа. — Стены его снаружи были обложены белым
мрамором, а внутри — золотом.
— Золото и
мрамор — земные богатства. Не это главное, — не дал отвлечь себя Дмитрий
Михайлович. — При освящении храма дом Божий наполнило облако. Тогда царь
Соломон, воздев руки, просил Бога: «Да будут очи Твои открыты и уши Твои
внимательны к молитве на месте сем». Во время его мольбы облако становилось всё
ярче и светлее, и «сошёл с неба огонь и попалил жертвы, а слава Господня
наполнила дом».
— Но этот
величественный храм был разграблен и уничтожен Навуходоносором, — напомнил
папа.
— Увы, под
конец своей жизни сам Соломон, построивший храм, отступил от Бога, стал
идолопоклонником, — пояснил собеседник. — Двадцать израильских царей,
царствовавших после него, были язычниками, изменившими Единому Богу. И
прогневался сильно Господь на израильтян. Он предупреждал через пророка
Иеремию, что сокрушено будет царство иудейское, и народ его будет в плену
вавилонском семьдесят лет. Однако царь, которому были прочитаны слова пророчества,
вырвал свиток из рук чтеца, изорвал в клочья и бросил в печь. За эту дерзость и
неверие Иеремия изрёк новое предсказание, что тело царя будет брошено на улицу
без погребения, а сын его не наследует трона, что вскоре и свершилось.
По возвращении
из плена вавилонского иудеи построили второй храм. Он не был столь богатым, как
храм Соломона. Оставшиеся в живых, помнившие былое его великолепие, глядя на
новый, плакали. Он был в их глазах «как бы ничто» — и меньше, и беднее. Господь
утешал их через пророка Аггея: «Слава последнего храма будет больше, нежели
прежнего».
Это
предсказание исполнилось. Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос, Своим
приходом освятил сей храм. Освятила его Своим входом и Пресвятая Богородица.
«Селение небесное» — поёт о Ней Церковь.
Священное
Предание гласит, что когда трёхлетняя Мария преодолевала ступени, пели не
только Её сверстницы, пел и хор ангелов, которые невидимо окружали и служили Ей
при Её восхождении.
Введя в храм,
Захария посадил Пречистую Отроковицу на третьей ступеньке жертвенника. Как
говорит Предание, здесь Господь Бог осенил Её благодатью Своей, и Она
возрадовалась духом.
— А почему
туда Деву Марию посадили? Как жертву? — поинтересовался Серёжа.
— Да, —
ответил Дмитрий Михайлович. — Жертвенник и есть место для приношения даров.
Провинились люди перед Богом и хотят умилостивить Его своим подарком, своей
жертвой.
В одной
стране в далёкие времена был страшный обычай: пойманным ворам отрубали руки.
Как-то был уличен в этом грехе любимый вельможа царя. Не решился властелин
отменить обычай, повелел наказать своего любимца. Была уже назначена казнь,
когда перед по¬велителем пала на колени маленькая девочка:
— Великий
государь, — обливаясь слезами, сказала она, — отец мой присуждён лишиться рук,
пусть они у него останутся. Отрубите руки мне.
Детская
любовь, детская жертва глубоко тронули царя. У него были такие же маленькие
дети. Но он решил испытать юную защитницу:
— Пусть будет
по слову твоему. Но я дам тебе целую ночь для размышления. У тебя будет
возможность отказаться от казни в самый последний миг.
Настал
назначенный день. Девочку привели во двор, где наказывались преступники. Она
увидела плаху, обагрённую запёкшейся кровью, и огромного палача с мечом. Лицо
его было закрыто капюшоном, только глаза блестели сквозь прорези. Глядя на
плаху, на острый меч, девочка побледнела... Прошло несколько секунд, и она,
подойдя к плахе, положила на неё свои ручонки. Палач связал их, притянув
ремнями к доске. Девочка молчала. Палач медленно поднял меч. Она закрыла глаза.
Меч со свистом прорезал воздух и вонзился в плаху далеко от её рук.
— Царь
прощает твоего отца за твою великую любовь! — объявил слуга.
Открылись
двери тюрьмы, и потрясённый отец бросился целовать дорогие пальчики дочурки.
В тот же день
царь повелел отменить жестокий обычай.
— Какая
девочка! — взволнованно сказала Таня.
— Матерь
Божия, ещё будучи трёхлетней, принесла в жертву за нас Свою жизнь, а позднее и
Своего любимого Сына.
По внушению
Святого Духа первосвященник Захария, нарушив древние обычаи, повёл Её за первую
и вторую завесы, в глубину святилища, во Святая Святых. Это поразило всех
предстоящих в храме.
Святой
Феофилакт так объясняет это событие: «Первосвященник Захария в то время,
объятый Богом, был вне себя. Ему открылось, что Отроковица несёт в Себе
благодать Божию и более него достойна находиться в Святая Святых. Вот почему он
не только ввёл Её туда, но и разрешил Ей постоянно молиться здесь».
Святая Святых
в это время не имела уже древних священных принадлежностей, была пуста. Это
означало завершение одних времён — ветхозаветных — и начало новой духовной
эпохи — новозаветной, времени пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа.
Сие есть великая тайна. Живая Святыня пребывала здесь. Юная Мария приходила
сюда с первыми лучами солнца и находилась здесь до третьего часа.
При храме
были и особые пристройки. Там воспитывались и другие девочки. За ними
наблюдали, их обучали благочестивые надзирательницы, знающие Священное Писание,
и мастерицы в рукоделии. После утренней молитвы юная Мария упражнялась в
рукоделии или чтении Святого Писания. Она любила учиться, имела острый ум,
часто читала Священное Писание и размышляла о нём.
Её смирение,
кротость, скромность, внимание к подругам были примером для других. Она никого
не укоряла, никогда не раздражалась. Речь Её была приятна, благоразумие
удивляло всех, говорит Священное Предание. Она пряла лён и шерсть, любила
вышивать шёлком, особенно облачения священнослужителей. Сохранилась риза,
сделанная Её искусными руками. И рукоделием Своим Она стремилась служить Богу,
быть «рабой Господней». Дева Мария как бы предчувствовала Своё предназначение
Самой стать одушевлённым храмом Божиим.
Особенно Её
служение проявлялось в молитвенном подвиге. Священное Предание повествует:
«Пречистая Дева скоро почувствовала неизъяснимую сладость молитвы и полюбила
необходимое уединение».
После
рукоделия юная Дева начинала молиться и продолжала до тех пор, пока ангелы не
являлись к Ней с пищею.
— Вот
здорово! Мне бы они так являлись! — воскликнул Серёжа.
— Нам они не
являются, детки, — вздохнула бабушка. — Мы слишком отравлены телевизором. Ты же
вместо молитвы его спешишь включить. А кто оттуда явиться может?
Дмитрий
Михайлович заключил:
— Дева Мария
чистотою превосходила все роды земные и даже ангельский мир. Как о Ней в Церкви
поется:
Честнейшую Херувим
и славнейшую без
сравнения Серафим,
без истления Бога
Слова рождшую,
сущую Богородицу Тя
величаем.
И нам
предназначено уподобиться Божией Матери, стать местом вселения Духа Святого.
«Разве не
знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? — спрашивает нас ученик
Спасителя апостол Павел. — Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо
храм Божий свят; а этот храм — вы». Б.
Ганаго |