Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий Первоучители
и просветители, создатели славянской азбуки, первых памятников
славянской письменности и старославянского литературного язык, проповедники христианства Равноапостольных
Кирилла (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества — Константин,
Константин Философ) и Мефодия (ок. 815-885 - мирское имя неизвестно.)
называют учителями словенскими .Святые Православной (память 11/24 мая,
Кирилла также 14/27 февраля, Мефодия – 6/19 апреля) и Католической
(память 14 февраля и 7 июля) церквей. Они родились в Македонии в
начале IX века в городе Солуни (Салоники), отсюда — «солунские братья»,
и по происхождению были славянами из знатного рода «друнгария» —
византийского военачальника. Мефодий - старший из семи братьев,
Константин (Кирилл - его монашеское имя) - младший. Мефодий был в
военном звании и правил одним из подчиненных Византийской империи
славянским княжеством на Балканах, после убийства в 856 покровителя
семьи – логофета Фектиста — постригся в монахи в одном из монастырей на
Олимпе (Малая Азия). Святой Кирилл еще в детстве удивлял всех
своими способностями, он получил блестящее образование в
Константинополе, где его учителями были крупнейшие представители
византийской интеллектуальной элиты – Лев Математик и Фотий, будущий
патриарх Константинопольский. Юноша в совершенстве постиг все науки
своего времени и многие языки. Окончив учение, стал преподавать
философию в Константинополе, получил прозвище Философа. Константин в 24
года принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки
при храме св. Софии. Но душа его стремилась к подвигу, к уединению.
Вернувшись на родину, Константин Философ удалился на гору Олимп, там
уже пребвал в пустынножительстве его брат Мефодий. День и ночь
проводили они в чтении творений святых отцов и неустанной молитве.
В 857 году император Михаил вызвал обоих братьев для проповеди
Евангелия в могучий тогда Хазарский каганат, угрожавший постоянными
разрушительными набегами Византийской империи. Узнав, что мощи св.
Климента все еще лежат в море, святые убедили архиепископа отправиться
со всем клиром на корабле на поиски. По их молитве мощи чудесным
образом были извлечены из моря и с великой честью доставлены в город.
Затем святые братья отправились к хазарам - задача обратить в веру
Христову этот враждебный народ, сделать его союзником Византии была
непростой. Прибыв к хазарам, святые братья дружественно и с любовью
долго беседовали с ними о сущности Православия. Убеждённый ими
хазарский князь вместе со своими приближёнными приняли христианство.
Князь хотел наградить своих учителей подарками, но они просили только
отпустить с ними на родину греческих пленников, захваченных хазарами во
время набегов. И он отпустил с ними 200 пленников. На пути домой братья
взяли в Корсуни мощи св. Климента и повезли их в Константинополь. В
863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой
Моравии, просившего прислать учителей для проповеди на родном для
славян языке в этой недавно принявшей христианство стране. Моравский
князь Ростислав понимал, как это важно в исторической перспективе.
Моравия в то время была самым сильным и обширным славянским
государством в центре Европы. Его стремились поглотить германские
племена, в частности с помощью католических проповедников. Им важно
было утвердить в славянском государстве западную церковь, которая в те
времена фактически отделилась от восточной, Православной Церкви.
Византийский император решил послать туда Константина и Мефодия. Св. Константин приступил к новому подвигу, с помощью своего брата св.
Мефодия и нескольких учеников он составил славянскую азбуку (так
называемую «глаголицу», отражающую фонетические особенности славянского
языка) и перевел книги, без которых не могло совершаться Богослужение.
Этими книгами были Святое Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные
службы. Тогда же Константином были созданы «Проглас» – первый крупный
оригинальный поэтический текст на славянском языке и «Написание о
правой вере» – первый опыт изложения на славянском языке христианской
догматики, положившей начало созданию славянской религиозно-философской
терминологии. В Великой Моравии братья перевели на славянский язык
текст Литургии и стали совершать богослужение на славянском языке. Это
было главным делом жизни святых Кирилла и Мефодия. _Деятельность
Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства (в
церковном отношении Великая Моравия была подчинена епископству Пассау в
Баварии), выступавшего против славянского письма и славянской Литургии,
требовавшего, чтобы Литургия совершалась только на латинском языке. В
этих условиях братья не могли сделать священниками подготовленных ими
учеников и в 867 году выехали из Великой Моравии в Венецию, рассчитывая
посвятить учеников в столице Византийской империи – Константинополе.
Получив приглашение от римского папы для решения этого спорного
вопроса, Константин и Мефодий из Венеции направились в 868 году в Рим,
взяв с собой из Константинополя мощи священномученика Климента, Папы
Римского. Узнав об этом, Папа Адриан с клиром вышел к ним на встречу и
честью принял их. Затем он утвердил Богослужение на славянском языке, а
книги освятил и велел положить в римских церквах. Ученики Константина и
Мефодия стали священниками и дьяконами. В Риме св. Константин
тяжело заболел и, извещенный Господом о приближающейся кончине, принял
схиму с именем Кирилл. Через 50 дней, 14 февраля 869 года
Равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу,
святитель заповедал своему брату продолжать их общее дело - просвещать
славянские народы светом христианской веры. Св. Мефодий умолял папу
разрешить увезти тело брата для погребения в родной земле, но по
решению папы и римских епископов мощи св. Кирилла были положены в
церкви св. Климента, где от них стали совершаться чудеса. Св.
Мефодий продолжал распространять богослужение на славянском языке, а
также книги и письменность. В конце 869 года Св. Мефодий был поставлен
архиепископом Паннонии, практически Великой Моравии, которая тем самым
приобрела церковную самостоятельность. В 870 году Великая Моравия была
оккупирована войсками Восточно-Франкского королевства, Мефодий был
арестован и сослан на два с половиной года в один из монастырей в
Швабии. Восстание населения Моравии и вмешательство папы Иоанна VIII
способствовали тому, что в 873 году новому моравскому князю Святополку
удалось добиться освобождения Мефодия. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию
совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 году
Рим, добился отмены запрета. Продолжив Евангельскую проповедь, св.
Мефодий крестил чешского князя Боривоя с его супругой Людмилой и одного
из польских князей. В последние годы своей жизни св. Мефодий с
помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык почти весь
Ветхий Завет, а также Правила святых отцов - «Номоканон Иоанна
Схоластика» и святоотеческие книги - Патерик. Мефодию приписывается
также славянский канон св. Димитрию — патрону Фессалоник. Святитель
предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте
около 60 лет. Отпевание св. Мефодия было совершено на трех языках -
славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви
Велеграда, столицы Великой Моравии. После смерти Мефодия ученики
его, защищавшие славянскую Литургию, были изгнаны из Моравии и нашли
себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на
основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского
языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот
алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил
впоследствии название «кириллицы» — в честь Кирилла (Константина). Святые братья мужественно перенесли испытания и гонения за свой подвиг
просвещения народов. Великий Божий дар преподнесли славянам святые
равноапостольные Кирилл и Мефодий. Плодами их деяний мы пользуемся и
поныне, они определили наше духовное и культурное направление. |